31.07.2013

Основа практически любой современной студии звукозаписи, ее ядро - это компьютер, аудио-миди редактор, установленный в нем и звуковая карта. Звуковая карта обеспечивает запись и воспроизведение музыкального материала, программа-редактор осуществляет управление процессом записи (запись, воспроизведение, стоп, перемотка и т.п.) и обеспечивает возможность визуальной редакции материала (видео-примеры и статья об аудио-миди редакторах).

На текущий момент развития звукозаписывающей индустрии за достаточно небольшие деньги можно приобрести хороший мощный компьютер и неплохой, качественно оцифровывающий аудиоинтерфейс. Здесь то и встает вопрос - а какое еще оборудование необходимо? Понятно, что для того что бы музыкальный материал попал в компьютер, его надо записать через некое устройство. Голос пишется через микрофон, гитара - здесь все сложнее. Акустическая гитара - обычно через микрофон, реже через пьезодатчик. Электрогитара и электроакустическая гитара через звукосниматель. Но это в теории. На практике сигнал поступивший в звуковую карту непосредственно через звукосниматель не так хорош, как хотелось бы. Поэтому электрогитару обычно подключают в комбик, а звук, идущий через динамик комбика снимают все тем же микрофоном. Или используют специальные приборы обработки - спикосимуляторы. Эти приборы обрабатывают, "эмулируют" звук таким образом, что бы на выходе устройства звук был похожим по звучанию, как если бы мы писали его, пропустив через комбик и сняв микрофоном. Клавишные инструменты пишутся или сразу в линию или через клавишные комбо - опять же микрофоном, ударные инструменты - микрофонами или специальными звукоснимателями.

Список можно продолжить, но вырисовывается следующая картина: Если звук не подается непосредственно на линейный вход аудиоинтерфейса, то в подавляющем большинстве случаев его записывают с помощью микрофона. Тут важно понять такую вещь. У вас может быть очень качественный аудиоинтерфейс, у вас может быть очень богатый тембр голоса, но если какой либо прибор в цепи "источник звука - аудиоинтерфейс" не "дотягивает" до общего качества системы в целом, то получившаяся аудиозапись будет обладать качеством не выше самого слабого звена всей цепи аудиотракта. Т.е - дешевый микрофон - плохая запись, некачественный микрофонный предусилитель - плохая запись, мутный компрессор - плохая запись, фонящие провода - плохая запись.

И не стоит надеяться, что в последствии, можно будет поправить недостатки аудиозаписи, обработав ее некими эффектами. Обработка материала в ряде случаев может замаскировать определенные огрехи, но тотально выправить положение таким способом не удастся. Все таки необходимая минимальная цепочка для ввода аудиоматериала в компьютер присутствующая в каждой студии звукозаписи должна выглядеть примерно так: микрофон - микрофонный предусилитель - компрессор - звуковая карта.

В некоторых звуковых картах уже есть встроенный микрофонный предусилитель, но практически нигде нет "разрыва" (insert) для включения в цепь - компрессора. А ведь в подавляющем большинстве случаев при записи с микрофона компрессор необходим. Вот и получается, что в аудиокарте микрофонный предусилитель есть, но так, как нужен компрессор, то приходится пользоваться сторонним микрофонным предусилителем, потом обрабатывать аудиосигнал компрессором (реже лимитером) и только потом направлять его на вход аудиокарты. Но уже не микрофонный, а линейный.

Такая схема стала настолько классической, что производители выпускают целый ряд устройств совмещающих в себе микрофонный предусилитель и компрессор в одном корпусе. Причем если в эру аналоговой записи еще возможны были хоть какие-то подвижки в сторону, то при цифровой записи они практически исключены. Дело в том, что при записи, на магнитную пленку, например, сигнал уровень которого превышал максимальный уровень возможности записи сигнала, искажался "музыкально", и такое искажение в ряде случаев даже намеренно использовалось (эффект магнитной пленки, эффект перегруза лампы). В цифровой записи не так. Даже минимальное значение превышающее максимальный порог дает искажение в виде щелчков и тресков. И чем выше уровень превышающего значения, тем сильнее искажения. Но даже и слабые искажения вносят в цифровую запись недопустимые на слух помехи.

Теперь озвучим следующий тезис: чем меньше приборов и устройств (за исключением необходимых) находиться между микрофоном и аналого-цифровым преобразователем аудиоинтерфейса, тем меньше артефактов и помех  будет иметь записанный аудиоматериал. Ведь любое устройство не идеально, любое устройство в той или иной мере искажает "красит" звук, у любого устройства есть собственные шумы, которые неизбежно окажутся в записанном материале. И вот мы подходим к тому пункту нашей студии, который необходим, но уже не столь бюджетен, как ранее озвученные. Это микшер. Без него многоканальная запись и сведения невозможны, но хороший микшер стоит больших денег, а не очень хороший внесет в звуковой материал столько собственных шумов и красок, что продраться сквозь них будет очень, очень трудно. Напомним, что речь идет именно о студийном микшере. К концертному, организующему звук на улице или в большом помещении требования несколько иные. А вот студийный микшер должен обладать определенными характеристиками. Вносить минимальные искажения в звук, иметь развитую систему коммутации и маршрутизации сигнала. На наш взгляд проблема микшера прекрасно решается встроенными средствами аудио-миди секвенсора. Т.е. необходимое количество входов\выходов обеспечивается соответствующим аудиоинтерфейсом, а вот маршрутизация, сведение материала, эквализация, обработка эффектами и все другие необходимые операции осуществляются внутри аудио-миди секвенсора его микшером, его обработкой.

А если учесть, что современные технологии позволяют подключать еще и программные модули обработки сторонних производителей, то возможности такого программно-аппаратного комплекса (аудиоинтерфейс, аудио-миди секвенсор, набор приборов обработки) весьма велики. Понятно, что и такое решение не всегда идеально, но исходя из тезиса о том, что на определенную студию есть определенный бюджет, который надо потратить оптимально - лучше приобрести более качественный микрофон, предусилитель, компрессор, аудиоинтерфейс, чем распылить средства на средненькие микрофон, звуковую карту, компрессор, микшер. К недостаткам программных микшеров многие относят то, что всеми органы управления приходиться управлять посредством компрьютерной мыши и клавиатуры онако этоне совсем так. Во первых управление может осуществляться органами миди-клавиатуры (и не только клавиши\ами, но и ручками и ползунками), во вторых есть не очень дорогие консоли управления аудио-миди секвенсорами.

Да что говорить. Даже имея Iphone или Ipod и поставив на них соответсвующий софт, копеечный или вообще бесплатный, можно превратить  подобные устройства в беспроводные консоли управления. Куда уж удобнее? А принимая во внимание еще и то, что в программных микшерах прекрасно прописывается, запоминается и впоследствии воспроизводиться автоматизация подавляющего числа операций, о микшерах не топового класса в физическом исполнении можно даже не вспоминать.

Осталось упомянуть о последнем звене звукового тракта - Студийных мониторах и наушниках. Для их подключения никаких дополнительных компонентов не надо. Они коммутируются в соответствующие разъемы аудиоинтерфейса. О студийных мониторах можно почитать соответствующую статью, а о наушниках скажем несколько слов. Очень важно понимать, что какие бы хорошие не были наушники, но свести в них музыкальный материал на сегодняшний день хорошо не получится. Обязательно ошибетесь. Наушники не дают истинной звуковой картины особенно в низкой части звукового спектра. Они могут служить хорошим подспорьем в детализации и контроле звуковой палитры, но никак не единственным инструментом прослушивания и сведения. Наушники различаются по исполнению и условно делятся на открытые, полуоткрытые или полузакрытые и закрытые. В открытых наушниках музыкальный материал звучит более естественно, в закрытых более детально. Хорошие наушники не должны давить частями своей конструкции на голову слушателя, а амбишуры (ободки вокруг динамиков) должны быть изготовлены из материалов обеспечивающих долгое комфортное прослушивание.

Итак подведем некий итог. Необходимые компоненты классической схемы звукозаписывающей студии включают в себя:

  • Микрофон

  • Микрофонный предусилитель

  • Компрессор

  • Аудиоинтерфейс

  • Компьютер со специальным ПО, обеспечивающим визуализацию процесса записи, воспроизведения и редактирования аудиоматериала, а так же микширование и обработку звуковых дорожек.

  • Студийные мониторы

При дальнейшем развитии еще и консоль управления записью, воспроизведением и другими органами управления - ползунками микшера, кнопками Mute\Solo, ручками эквалайзера и других приборов обработки. Примером такого решения может служить продукция фирмы Presonus. К старшим моделям аудиоинтерфейсов можно докупить специальное устройство, с помощью которого можно управлять многими паратметрами аудио-миди секвенсоров. Причем единственный ползунок имеемый в наличии способен регулировать параметры ращных каналов звукозаписи. Такое решение далеко не ново. И еще вопрос чего тут больше - удобства или неудобств. Ведь, на практике, все время приходится следить какой именно праметр сейчас выбран для редакции именно этим ползунком или кнопкой.

Стоит упомянуть так же о линейке приборов, которые так же можно назвать комбинированными. По сути это аудиоинтерфейсы с консолью управления основными параметрами. Причем работать такие устройства могут в двух режимах. В классической схеме ручки управления комбинированного устройства могут быть назначены на органы управления секвенсором. Но это не все возможности. при необзодимости, подобные приборы могут работать автономно - без участия компьютера. В этом случае запись аудиоматериала происходит на внутренний носитель устройства), а управление и редакция музыкального материала осуществляется органами управления вынесенными на переднюю панель. Хорошей иллюстрацией такого устройства может служить Roland V-Studio 100 (см рисунок внизу)

Дальнейшее развитие студии звукозаписи формируется исходя из потребностей и задач. Данная статья не может охватить все аспекты и особенности индивидуальных решений. Ведь даже многие крупные профессиональные студии звукозаписи на сегодняшний день имеют свою специализацию. Одни специализируются на записи тяжелой музыки, другие пишут репперов, третьи заняли свою нишу в озвучании телефизионных проектов и кино. каждый аспект теебует своих решений, своего специального оборудования, своего набора музыкальных инструментов и приборов обработки, своих схем записи материала, коммутации и т.п.

Если у вас возникают вопросы по комплектации своей студии звукозаписи и поиску оптимальных решений - Не стестняйтесь, задавайте вопросы (удобнее писать на почту), постараемся помочь. В ряде случаев консультации совершенно бесплатны (мы не жадные), для крупных коммерческих проектов спецификации составляются за денежку. Обращаем Ваше внимание: мы сотрудничаем с Российской ассоциацией звукорежиссеров РФ. Это значит, что по сложным вопросам вас проконсультирует не торговый менеджер, а специалист-профессионал.

Понравилось? Поделитесь с друзьями!


Оставить свой отзыв? Пока нет коментариев,
Ваш отзыв может быть первым и самым важным!
Напишите свой комментарий или отзыв.
captcha
Как оформить покупку и получить заказ?
Оформите заказ на сайте
Выберите понравившиеся предложения и добавьте предложения в корзину. Заполните данные получателя и способ доставки. Обязательно укажите контактный телефон.
Звонок сотрудника
После получения заказа, наш сотрудник свяжется с вами. Согласует дату отправки заказа, способ доставки и время его выполнения. В зависимости от выбранного способа оплаты и доставки - уточняется стоимость и оплата.
Получение заказа
Все наши товары проверяются перед отправкой. В зависимости от выбранного способа доставки и её сроков - получите свой заказ. При получении, обязательно проверьте комплектацию.