07.08.2013
Автор старается не использовать специализированных терминов и по возможности применять общедоступные понятия.
 
Вообще то, положа руку на сердце, следует признать что озвучивание иили подзвучивание богослужений в храмах термин весьма условный и отчасти абсурдный. Наши предки весьма основательно подходили к пониманию комплекса решений связанных с осуществлением каких либо проектов (не обязательно храмов) и порой диву даешься как же все продумано и насколько рационально осуществлено. Причем до самых незначительных мелочей. Применительно к архитектуре храмов можно заметить, что применение и знание как базовых, так и специализированных  аспектов позволяло сводить к минимуму внедрение искусственных  приспособлений и по полной использовать то, что можно назвать силами природы. Так, например, освещение в храмах было продумано настолько, что солнце в определенные периоды времен года и дня освещало не случайные места, а заранее определенные. И казалось бы совершенно нелепо влепленное окошко в верхней части одной из стен храма, как раз в храмовый праздник вдруг впускало сноп света падающий в открытые царские врата на престол именно во время Евхаристического канона! Так же и со звуком. Объемы помещений, своды, расположение колонн, все было не случайным. В одном месте храма звук естественным образом приглушался, в другом усиливался и обогащался реверберацией. Особенности архитектуры, мешающие правильному распространению звука, нивелировались остроумными приспособлениями. Так, например, известно применение голосников - глиняных кувшинов замурованных в стены и определенным образом воздействующие на распространение звука.
 
Как это не парадоксально, но технический прогресс не всегда шел на пользу делу. А потом вообще пришла беда. Грянула революция и к власти пришли люди (люди?..) истребившие не только лучшие умы страны, но и разрушившие практически все, что только можно было разрушить. Храмовые здания, не явились исключением. Даже не принимая во внимание религиозную составляющую проблемы, приходится констатировать: столь варварское отношение к архитектуре в целом и храмовой архитектуре в частности человечество не помнило с очень и очень далеких времен. Храмы разрушались, перестраивались, перепланировались. На сегодняшний день большая часть архитектурного храмового наследия безвозвратно потеряна. То, что сохранилось или видоизменено или сохранено (читай отреставрировано), но не в первоначальном виде, а, увы, в упрощенном. Многие технологии утеряны. Так, например, на Соловецких островах есть храм, несколько этажей которого, топились одной большой печью (бревнами), а тепло распространялось по системе теплоотводов. И что же? То, что было построено несколько веков назад и разрушено при советской власти не могут восстановить в 21 веке!.. Или применение кирпича. На сегодняшний день не делаются столь прочные кирпичи, какие производились раньше, а вот бетон стал настолько прочным, что бетонное здание простоит намного больше, чем такое же, но построенное из кирпича. Правда звук в бетонном храме распространяется совершенно иначе. Весь комплекс проблем связанных с храмовой архитектурой породил и еще одну. Богослужение в храмах, а вернее звуковая составляющая очень часто оставляет желать лучшего. Очень часто верующие не слышат возгласов и проповеди священника, порой невозможно разобрать слова песнопений из за огромных реверберационных хвостов, чтецы "гудят" где то в стороне и т.д. и т.п.
Разделим проблему надвое. На источники звука (откуда снять звук) и на то, что надо озвучить (подать звук).
 
Итак, каковы же источники звука?
Священство. Священник произносит возгласы в основном в двух местах храма. В алтаре (главное место храма, там, где находятся престол и жертвенник и условно отделенное от остального храма иконостасом) и на солее (приступочка между иконостасом и основной частью храма. На солее так же глаголет к народу и дьякон (низшая степень священства, в переводе с греческого - помощник). В алтаре священник произносит возгласы и молитвословия, как перед престолом, так и на горнем месте за престолом (лицом к престолу). На солее возгласы и молитвословия произносятся в основном лицом к алтарю, к престолу, а вот проповедь естественно лицом к народу. Так же в некоторых храмах существует традиция читать Евангелие на солее лицом к народу. Так же в определенные моменты некоторых богослужений священство исходит из алтаря в основную часть храма (она именуется - трапезной, не путать с местом для принятия пищи), а иногда, в современной практике очень редко, и в притвор.
Чтец. Чтецы задействованы в богослужении почти всегда и есть богослужения когда чтец превалирует, по объему произносимого текста, по сравнению со священством и хором. Место чтеца, в принципе, статично. Лишь иногда он может выйти (для чтения шестопсалмия, например) на середину храма или читать определенные молитвы не на своем месте. Но "не свое" всегда будет рядом со священником. Обычно место чтеца располагается в строго определенном месте. Обусловлено это тем, что если раньше отдельно существовали чтецы, паномари (от гр. - параномарий), звонари, то в современной практике все это лежит на плечах одних и тех же людей - алтарников. Понятно, что если сначала алтарник будет читать кафизмы и седальны, а потом пойдет подавать кадило священнику и возжигать свечи, то может и не успеть. Именно поэтому место чтеца, по возможности, стараются расположить недалеко от алтаря и солеи.
Хор. Хор практически всегда стоит на одном и том же месте. Но тут есть свои подводные камни. Во первых - хоров может быть не один, а два. Во вторых - в разные дни и периоды года в хоре может быть разное количество певчих. Так, например, в будничные дни недели в приходских храмах могут петь и два-три человека, а в воскресенье десять и более. В третьих - хор могут поставить как рядом с солеей, так и вообще чуть ли не в притворе, да еще и на втором этаже.
Все это приводит к тому, что для человека стоящего посередине храма может сложиться такая ситуация когда разные части службы до него доносятся из разных мест и имеют разную силу звучания, тембральную окраску и степень реверберации. Так же глобально влияет на распространение звука и наполненность помещения людьми. Так в пустом и полном храме звук распространяется по разному.
Понятно, что это ненормально и нехорошо. Разные приходы решают проблемы по разному. Это зависит от многих обстоятельств. Помимо вышеозначенных можно отметить такие как: особенности архитектуры, величина бюджета, компетентность ответственного лица, общий уровень понимания и желания священства, чтецов и певчих.
 
Что озвучиваем?
Понятно, что озвучиваем иили подзвучиваем мы те места храмового сооружения где находятся верующие во время богослужения. И вот первая мысль. Ведь не стоит цель понавесить колонок в мельчайшие закутки храма. Необходимо обеспечить достаточную громкость и разборчивость лишь в тех местах, где она недостаточна. В одних храмах это большая часть пространства, в других всего лишь небольшие "глухие" места и, порой, достаточно подзвучить лишь их.
Как озвучиваем?
По хорошему расчет и осуществление проекта должны выполнятся специализированными организациями. Однако подавляющее большинство из них "заточены" под более прагматичные вещи. Необходимо так взаимодействовать с ними, что бы донести до проектантов: храм не стадион и не концертный зал. Громко - не всегда хорошо, а в храме тем более. Умеренное и в меру разборчивое звучание - вот цель проекта.
Разумный компромисс.
В подавляющем большинстве случаев самым качественным вариантом явился бы проект с применением так называемых систем оповещения (Public Address). Они и менее заметны и более эстетичны и равномернее распределяют звук. Но это, как правило, очень дорогостоящие проекты и далеко не многие могут себе позволить такие расходы. Плюс ко всему очень многие храмы являются архитектурными памятниками федерального или областного значения. И надо сильно подумать (а то и согласовать с вышестоящими инстанциями), прежде чем согласится долбить церковные стены, прокладывать коммуникации, опутывать их проводами, врезатьподвешивать динамики и т.д. Иногда разумнее согласится на некоторое ухудшение общего финального звучания, но поберечь храм да и бюджет. Есть и еще нюанс. Любую систему надо обслуживать. В идеале все должно быть построено по принципу Вкл./Выкл. Ведь не в каждом храме есть штатный звукорежиссер ;-) .
Нюансы.
Есть еще и профессиональные тонкости. Так, например, священник во время богослужения может отдавать какие-то распоряжения дьякону или алтарникам. И при естественном распространении звука  слова, произнесенные вполголоса услышат лишь те, для кого они предназначены. А вот возгласы произносятся громко и они разносятся по всему храму. Что будет если повесить на священника петличку? В храме будут слышны "технические" моменты. А казалось бы вариант с гарнитурой и радиосистемой был бы удачным... То же касается и регента (руководитель хора). Т.е. микрофоны должны быть такими и чувствительность аппаратуры настроена таким образом, что бы передавать лишь то, что нужно не подчеркивая совершено того, чего выпячивать не нужно.
А распространение звука в больших помещениях. Представим, что мы сняли возглас священника, усилили его и направили в акустические системы. Казалось бы все хорошо. Усиленный сигнал прозвучал громко и отчетливо. Но в тоже самое время (вернее не в то же самое) до той же самой точки дошел и естественный, не усиленный звук. Но дошел с небольшой задержкой, "погуляв" по сводам и аркам. В результате - грязь и неразборчивость. Необходимо рассчитать величину задержки обработанного сигнала таким образом, что бы естественный и обработанный звуки пришли в определенную точкуточки в один и тот же момент времени. И таких особенностей десятки!
 
Приведем пример проекта инсталляции системы подзвучивания богослужений выполненного для одного из Московских храмов. Храм представляет из себя сооружения с тремя приделами: центральным, левым и правым. Богослужения проходят в основном в центральном приделе, несколько раз в год в правом, а в левом,  пока не проходят (он на ремонте и еще не освящен). С левым и правым приделами проблем не возникает. Когда в них происходят богослужения, все источники звука читаемы (разборчивы) и хорошо слышны. При богослужениях в центральном приделе выявлены следующие проблемы:
Священство: при заполненном храме немного плохо слышны возгласы и очень плохо проповеди.
Чтецы: при заполненном храме плохая и неразборчивая слышимость
Хор: хор в храме один и при заполненном храме достаточная громкость и недостаточная разборчивость звукового музыкального материала.
При пустом и частично заполненном храме слышимость и разборчивость богослужений нормальная.
Резюмируем: необходимо подзвучить священников и чтецов, а так же повысить разборчивость хора при служении в центральном приделе в случае заполненности храмового помещения верующими.
Месторасположения источников звука: В данном храме, в центральном приделе источники звука расположены весьма удачно. Рядом с солеей слева оборудовано место для чтеца и непосредственно за ним сделан клирос для певчих. Т.е. все достаточно компактно. Это уже существенно упрощает коммутацию и расходы на нее. Поскольку плохая слышимость и разборчивость звукового сопровождения наблюдается,по большей мере, лишь в задней части храма (впереди все нормально), то было решено ограничится двумя АС расположенными позади клироса перед основной частью озвучиваемого помещения. Количество человек в хоре (именно в этом храме) варьируется от 3 до 15 и больше певцов, но есть определенная закономерность. Недостаточная разборчивость хора проявляется при заполненном храме. В основном храм полон только по воскресеньям и церковным праздникам. Но именно в эти периоды и количество человек в хоре тоже увеличивается. Значит, при расчетах проекта следует исходить из количества певчих от 7-9 и выше. В те моменты богослужения, когда священство и чтецы (иногда и хор) меняют свое месторасположение (см. выше) увеличивается и громкость возгласов и чтений. Ведь теперь возгласы, молитвословия и чтения происходят непосредственно в центре храма.
Исходя из всего вышесказанного, было решено ограничится лишь оборудованием для снятия звука на стационарных местах расположений источников звука и оборудованием для озвучивания основной части храма (трапезной и притвора).

Понравилось? Поделитесь с друзьями!


Дежурный менеджер (03.10.2013, 20:59)
Здравствуйте Николай. Да, не раз решали такие задачи. не один храм озвучен :) Пожалуйста свяжитесь с нами по телефону указанному в разделе "Контакты" или напишите письмо с Вашими контактными данными. Специалист свяжется с Вами и все подробно обсудит. Думаю, что мы сможем помочь в решении этого вопроса
Николай (03.10.2013, 20:57)
Здравствуйте. Нам надо озвучить вновь построенный храм. Надо что бы было слышно священников в алтаре, клистронных певчих и чтецов, когда они читают часы, шестопсалмие, апостол.
Напишите свой комментарий или отзыв.
captcha
Как оформить покупку и получить заказ?
Оформите заказ на сайте
Выберите понравившиеся предложения и добавьте предложения в корзину. Заполните данные получателя и способ доставки. Обязательно укажите контактный телефон.
Звонок сотрудника
После получения заказа, наш сотрудник свяжется с вами. Согласует дату отправки заказа, способ доставки и время его выполнения. В зависимости от выбранного способа оплаты и доставки - уточняется стоимость и оплата.
Получение заказа
Все наши товары проверяются перед отправкой. В зависимости от выбранного способа доставки и её сроков - получите свой заказ. При получении, обязательно проверьте комплектацию.